-
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Медицинский портал
 
На главную | RSS новости | Карта сайта | Контакты

Не доводя до суда - интервью председателя Совета ОО «Медицинская Ассоциация Чувашской Республики» Е.В.Барсуковой

В медицинской практике случается, что между пациентом и медорганизацией возникают спорные ситуации. Иногда это связано с отсутствием специалиста или необходимого оборудования в данной больнице, невозможностью попасть на прием, а бывают и случаи некачественно оказанной медицинской помощи. Раньше, если больница и пациент не сумели найти общего языка, у пациента был единственный путь – в суд. Сегодня же Медицинская Ассоциация Чувашской Республики предоставляет возможность решить спорный вопрос путем досудебного урегулирования, или медиации. Подробнее об этом мы попросили рассказать Елену Владимировну Барсукову, председателя Совета ОО «Медицинская Ассоциация Чувашской Республики», главного врача БУ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» МЗ ЧР.

 

– Елена Владимировна, почему Медицинская Ассоциация занялась этим вопросом в Чувашской Республике?

– Не секрет, что с каждым годом количество претензий пациентов к медицинским организациям не уменьшается, и даже растет. Чувашия – не исключение. В частности, за 2016 год в Минздрав ЧР поступило 426 жалоб на плохое качество медпомощи. В 2015-2016 гг. районными судами республики было рассмотрено 16 гражданских дел по искам граждан к медицинским организациям о причинении вреда здоровью и о компенсации морального вреда в связи с этим. По 7 делам требования были удовлетворены, по 7 – в удовлетворении требований отказано, по 2 делам производство прекращено в связи с отказом от иска.

Причины всего этого, очевидно, не только в общероссийском кадровом и финансовом дефиците в здравоохранении. Все больше и больше людей осваивают Интернет, черпают из всемирной паутины и различных форумов правду и неправду о болезнях, о медиках. Растет всеобщая правовая грамотность. Российские СМИ не упускают возможности обнародовать и раздуть негативные моменты в отношениях «врач-пациент». В юридической среде появились люди, готовые зарабатывать на «медицинских» судебных делах. Так возникла задача как-то уравновесить эти процессы, перевести их в русло цивилизованных переговоров, если все-таки спорная ситуация возникла.

– Что означает процесс медиации/урегулирования споров с юридической и социальной точки зрения?

– С юридических позиций это легитимная форма разрешения конфликтной ситуации с привлечением третьей, незаинтересованной, стороны (медиатора), регламентированная действующим законодательством. Медиатор – это специально подготовленный специалист, имеющий обширные юридические знания, навыки психолога и опыт конфликтолога. Главная цель медиатора – внимательно выслушать обе стороны, найти и согласовать оптимальное для всех решение вопроса, не ставя себе целью найти виновного и определить степень его вины.

С социальной точки зрения – это возможность пациенту высказаться и быть услышанным, избежать утомительного судебного процесса, моральных и материальных издержек.  Для медицинской организации это способ решить вопрос, что называется, «не вынося сор из избы», основание для улучшения системы контроля качества оказания медицинской помощи в учреждении, а также - повышения юридической осведомленности врачей.

– Какова история возникновения этих процессов в России? Как это делалось в Чувашии до инициативы Медассоциации?

– Медиация – сравнительно молодая форма взаимодействия спорящих сторон, пришедшая к нам с Запада. В США, где медиация применяется уже не одно десятилетие и обращение к медиатору происходит в 75-85% случаев, конфликтные ситуации, споры в области медицинских услуг – не редкость. В Великобритании в структуре лондонского Центра эффективного разрешения споров выделено специальное подразделение – центр медицинской медиации. В России первой применять процедуру медиации начала Российская торгово-промышленная палата. Стали появляться Комнаты медиации (примирения) в судах общей юрисдикции. Появились вузы, внедрившие и сертифицировавшие программы подготовки медиаторов, в частности, в Смоленске. По программам «Основы медиации» и «Организация деятельности третейских судов в здравоохранении и социальной сфере» уже прошли обучение представители медицинских ассоциаций из 56 и 69 регионов соответственно,  представители нашей республики – в том числе.

Наиболее активные регионы уже имеют первый опыт внедрения медиации в здравоохранении – это Смоленская область, Республика Башкортостан. В Чувашии до настоящего времени этим вопросам внимания уделялось крайне мало. Спорные ситуации с привлечением главных специалистов Минздрава республики разрешались на ведомственном уровне, не всегда завершаясь мирно. Более активно работал Экспертный совет по стоматологии.

– Кто будет заниматься медиацией? Как устроены ее механизмы?

Медицинская Ассоциация Чувашской Республики консолидировала усилия врачей и юристов, получивших сертификаты специалистов по медиации, а также других членов ассоциации, в единой структуре – Центре медиации. Утверждено Положение о Центре, структура, порядок проведения процедуры медиации и реестр медиаторов. Лицензирования это направление работы не требует – достаточно сертификатов специалистов и утверждения перечисленных выше нормативных документов.

Медицинская Ассоциация сочла необходимым направить на обучение процедуре медиации собственных членов – представителей медицинских организаций, медицинских юристов. Сегодня профессионально подготовленных «медицинских» медиаторов в Чувашии трое: Л.Г. Кривова, Т.А. Мылова и я как председатель Совета ОО «Медицинская Ассоциация Чувашской Республики.

С 1 сентября 2016 г. законом «О статусе судей в Российской Федерации»  судьям в отставке разрешено сотрудничать с общественными организациями (НКО) в области досудебного разрешения споров между медицинскими организациями и пациентами.

Механизм медиации прост: если какая-либо из сторон-участниц спора или  конфликта изъявила желание попробовать решить сложный вопрос без обращения в судебные органы, необходимо сделать заявку секретарю Центра медиации, написать заявление о проведении процедуры медиации, согласовать кандидатуру медиатора с другой стороной и приступить к совместным заседаниям. Дальше все решает профессионализм и нейтралитет приглашенного медиатора.

– В чем отличие медиативного урегулирования от судебного разбирательства?

– Главная цель медиации – выяснить не «кто виноват», а «что делать». Это основное отличие медиации от разбирательства в суде. Медиатор находит решение, в достаточной степени удовлетворяющее обе стороны. Подписывается медиативное соглашение, соблюдать которое обязуются обе стороны. А в случае, когда одна из сторон нарушила свои обязательства (к сожалению, от этого никто не застрахован), у другой стороны всегда есть возможность далее отстаивать свои права в суде.

– Есть ли уже примеры такой работы в Чувашии?

– К нам в Центр – хоть он еще и очень молодой – уже стали поступать первые звонки. Обращаются пациенты, в основном, пожилого возраста, имеющие проблемы со здоровьем, чисто за юридической консультацией. Их мы переадресовываем во врачебные комиссии медицинских организаций, к которым у обращающихся есть вопросы. Надеемся, что все-таки идеологию медиации люди поймут верно, и обращаться будут с реальным желанием получить некое удовлетворение от «погашенного» конфликта.

– Ваш Центр будет защищать только пациентов или врачей тоже?

– Защищать – не совсем верная формулировка. Права защищают решения судов. Мы же выступаем в роли «примирителей», выслушивая желания и возможности обеих сторон, указывая сторонам спора возможные пути решения проблемы, помогаем им заключить мирный договор. Компромисс возможен в любой ситуации! Возможность обратиться за помощью к медиатору открыта и для пациента, и для врача.

Кстати, для врачей наши двери тоже всегда открыты, так как врач может иметь претензии, например, к работодателю, и здесь тоже очень важно решить проблему, сохраняя некую корпоративность, лицо медицинской организации.

– Куда обращаться пациентам и врачам в Чувашии?

– На сайте Медассоциации (www.мачр.рф) создан специальный баннер Центра медиации, зайдя на который, вы можете получить всю необходимую информацию по досудебному урегулированию медицинских споров, а также скачать бланк заявления о проведении процедуры медиации. Также,  чтобы получить помощь профессионального медиатора, необходимо позвонить в секретариат Медицинской Ассоциации, кратко изложить суть вопроса, озвучив сторону-оппонента, и оставить свои координаты. С вами свяжется юрисконсульт Центра медиации и разъяснит последовательность ваших действий. Кстати, баннер «Центр медиации - в интересах пациентов» размещен также на медицинском портале «Здоровая Чувашия» (www.med.cap.ru) и на сайтах всех медорганизаций, входящих в его систему.

– Являются ли услуги Центра платными?

- На сегодняшний день процедура медиации бесплатна. В дальнейшем порядок оплаты этой услуги будет зависеть от того, является ли одна из сторон (или обе стороны) членом Медицинской Ассоциации Чувашской Республики.

– По Вашему мнению, каковы перспективы развития медиации в российской медицине?

– Медиация ориентирована на выявление реальных интересов и потребностей не одной стороны, а обеих сторон, которые таким или иным образом оказались в ситуации конфликта. В процессе урегулирования спора пациент и врач (или медицинское учреждение) начинают слышать друг друга. Это очень важно, потому что только в конструктивном диалоге каждая сторона находит правильные тон и вектор поведения для того, чтобы конфликтов было меньше. Кроме того, в таких коммуникациях выявляются недостатки в работе некоторых врачей и учреждений, растет уважение к медицине и к тем, в чьих руках находятся жизнь и здоровье граждан.

Поэтому медиация важна не только как метод урегулирования споров, хотя это в первую очередь важно для обратившегося за помощью, но это еще и способ выявления системных ошибок, которых, к сожалению, пока еще очень много. Кроме того, в результате переговоров мы получим возможность реагирования не просто административными способами, а устраним допущенные ошибки. Мы дадим возможность пациенту снова поверить в то, что к его нуждам прислушиваются, что каждый человек нам важен. В результате эффективных переговоров, с одной стороны, будут решаться проблемы пациента и будет удовлетворяться  его главный интерес – улучшение здоровья, с другой стороны, сохранится доброе имя и деловая репутация врача или медицинской организации.

Яндекс.Метрика