Новая поликлиника сберегает время

В 2018 году в России начал работу федеральный приоритетный проект здравоохранения по организации новой модели первичной медико-санитарной помощи. Поликлиники переходят на новый формат работы с пациентами: сократятся либо исчезнут очереди в регистратуре и на прием к врачу, будут созданы комфортные условия для ожидания больным, улучшится организация рабочих мест медработников, повысится информатизация отрасли. О ходе реализации проекта в Чувашской Республике газете «Медицинский вестник» рассказал заместитель министра здравоохранения Чувашии Владимир Дубов.

– Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, как возник этот проект?

– В 2017 году Министерством здравоохранения РФ при поддержке государственной корпорации «Росатом» и администрации президента России был запущен пилотный проект «Бережливая поликлиника», который был призван повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений и общую доступность медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене.

Самыми главными предпосылками к внедрению проекта были огромные очереди в регистратуру, зачастую низкое качество медпомощи, частые жалобы пациентов на недоброжелательное отношение медперсонала.

Реализация проекта в разы сокращает очереди, ускоряет сдачу и выполнение анализов, упрощает запись к терапевту и позволяет обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов. Все это позволяет сберечь время как медицинского персонала, так и пациентов.

С начала 2018 года идеология «Бережливой поликлиники» стала основой федерального приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». По задумке правительства, в 2018-2019 годах пройдет его экспериментальная часть – по принятой модели станут работать 155 и 195 поликлиник соответственно, а к апрелю 2023 года на новую схему работы перейдет большинство медорганизаций по всей стране.

С января 2018 года к его реализации подключились поликлиники 33 субъектов Российской Федерации, в том числе и Чувашии. Проект рассчитан на 5 лет, так что к концу 2023 года навыки «бережливого производства» должны быть растиражированы на все поликлиники республики.

– Каковы основные цели и задачи проекта?

– Нужно сказать, что этот проект – часть масштабного и всеобъемлющего Национального проекта «Здоровье», цели которого чрезвычайно амбициозны: улучшение состояния здоровья наших людей в целом, повышение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни к 2030 году до 80 лет. Понятно, что все это требует комплексных и скоординированных мер.

«Бережливая поликлиника»  подразумевает целый ряд процессов, которые можно оптимизировать. В частности, перестраивается работа регистратуры медучреждения с учетом современных стандартов коммуникации, информатизации и формирования доступной среды. Внедряется электронная очередь. Врачи освобождаются от несвойственной им работы, в том числе бумажной, и это позволит им сконцентрировать свое внимание на посетителях. Меняется логистика вакцинации, профилактических осмотров, диспансеризации, получения льготного лекарственного обеспечения. Разводятся потоки здоровых посетителей, которым нужны только справки и профилактические осмотры, и заболевших, в том числе пациентов с бактериальной и вирусной инфекцией. Улучшается эргономика на рабочих местах медперсонала. Также в ходе реализации проекта предполагается создание доброжелательной атмосферы в медучреждениях, и, как следствие, повышение удовлетворенности пациентов качеством медпомощи.

– Почему Минздрав использует в своей работе опыт «Росатома»?

– Потому что внутренняя отраслевая программа атомщиков по оптимизации производственных процессов, сокращению всех видов потерь и повышению эффективности на каждом рабочем месте дала хороший эффект по всем показателям и вдвое сократила процесс создания основных продуктов. Основная ее идея – в принципе 5С (сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй). Суть ее, если коротко, в особой корпоративной культуре, нацеливающей на совершенствование уже существующих и вновь внедряемых процессов, улучшение логистики, на обучение и самообучение, на сбережение в большом и малом – будь то сырье, электроэнергия, частота производственных совещаний или время согласования документов. Ежегодно в атомной отрасли благодаря этой программе экономятся сотни миллионов рублей.

На первый взгляд неожиданная идея транслировать успешный опыт производственной корпорации в сугубо социальную сферу здравоохранения родилась в 2016 году. По инициативе Минздрава РФ, поддержанной первым заместителем главы администрации президента РФ Сергеем Кириенко, эксперимент был запущен в трех российских регионах: Ярославской и Калининградской областях и в Севастополе. В эти регионы в помощь местным медикам были направлены специалисты из «Росатома». Первоначально ставилась задача оптимизировать работу регистратуры, врачей, прием и выполнение медицинских анализов в лаборатории, чтобы ликвидировать или свести к минимуму ненужное для пациентов и персонала поликлиник хождение по кабинетам.

Как пример – удалось развести потоки здоровых детей и заболевших, являющихся разносчиками инфекции. Также навели порядок в том, что касается вакцинации, профосмотров, диспансеризации. И только за счет этого, как показали опросы страховых компаний, время ожидания пациентов у двери врача в некоторых случаях сократилось до 12 (!) раз.

Всего приоритетным проектом предложе­но 54 направления для реализации во взрослых и детских поликлиниках. Кроме уже упоминавшихся изменений в работе регистратуры и маршрутизации пациентов, проектом предусматривается организация работы кабинетов неотложной помощи, амбулаторной хирургии, приведение к единому стандарту оснащения кабинета участкового терапевта и педиатра. Также в проект было включено улучшение работы процедурных кабинетов. Ну, и еще один важный момент – это сокращение времени на получение справок и льготных рецептов, льготных лекарственных средств, организация забора анализов без очередей.

Каждая наша пилотная поликлиника выбрала не менее трех процессов в рамках «бережливого производства», которые должно быть усовершенствованы в течение 2018 года.

– Какие поликлиники нашей республики уже включились в проект?

– Сейчас элементы «бережливого производства» в Чувашии внедряют 10 медорганизаций республики, в составе которых находится 9 взрослых и 9 детских поликлиник. Это Городская клиническая больница №1 (в трех поликлиниках для взрослого населения), Новочебоксарская городская больница (2), Первая Чебоксарская городская больница имени П.Н. Осипова» (1) и ЦРБ Алатырского района (1), «Канашский межтерриториальный медицинский центр» (1 для взрослого населения, 1 детская) и Мариинско-Посадская ЦРБ поликлиника (1 для взрослого населения, 1 детская), Новочебоксарский медицинский центр (1 детская), Городская детская больница № 2 (2), Городская детская клиническая больница (4).

Причем в каждом из медучреждений есть рабочая группа по внедрению принципов проекта, иногда доходящая численностью до десяти человек. Помимо этого, в начале года на базе Городской клинической больницы №1 был создан Региональный центр первичной медико-санитарной помощи, который сейчас осуществляет методическую поддержку и координацию работы медицинских организаций, реализующих проект в республике.

На основе опыта пилотных регионов федеральный центр выпустил методические рекомендации по внедрению проекта «Бережливая поликлиника». Кстати, на сайте Министерства здравоохранения РФ есть несколько полезных презентаций, где изложена суть проекта.

https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/materialy-i-prezentatsii/dopolnitelnye-materialy-i-prezentatsii

– Какие проблемы помогут решить «бережливые технологии»? Что изменится для каждого пациента?

– Многие. В частности, совершенствование системы маршрутизации пациентов позволит распределить, выровнять потоки людей и сократить время протекания процессов. Меняется система внутри самой поликлиники, вплоть до разных входов в больницу для здоровых и больных. Для каждого конкретного человека выстраивается логичный маршрут в зависимости от его потребностей. В больницах размещаются наглядные информационные стенды, инфоматы, помогающие посетителю быстро найти нужный кабинет. Указателями на стенах и специальных стойках обозначены нужные отделения. Растерявшемуся человеку показывают дорогу администраторы – специалисты, которые работают в залах, коридорах отделений. Они также могут записать пациента на прием через рабочий планшет или инфомат. Раньше таких сотрудников в поликлинике не было.

 Чтобы пациенту было проще находить нужный кабинет, разрабатывается цветовая навигация. Например, на первом этаже рядом с информационным табло нарисованы цветные стрелки. У каждой свое направление: регистратура, процедурный кабинет, отделение профилактики. Стрелки спускаются со стены на пол и ведут к цели. Кабинеты выкрашены в те же цвета.

Устранение всех видов потерь (ожидание, оформление лишних бумаг) даст в результате оптимальную и удобную внутреннюю логистику посетителей, избавит от очередей.

Также грамотное выстраивание рабочих процессов поможет уравнять нагрузку врачей, медперсонала и регистратуры, которая станет совсем другой.

– А какой будет регистратура?

– Она станет открытой – исчезнут стекла и перегородки, что позволит сделать общение с пациентом более доступным и удобным. Будет создана электронная система управления очередями, а живых очередей в регистратуру в скором времени не будет.

Если же регистратор, как и прежде, будет сам и карточки искать, и на телефонные звонки отвечать, и общаться с пришедшими в больницу пациентами, он и сам устанет, и очередь у регистратуры создаст. Поэтому эти три процесса надо разделить. Регистратура должна заниматься своим делом – максимально быстро распределять потоки пациентов, обратившихся за медицинской помощью, в том числе без предварительной записи.

Картохранилище теперь выносится за пределы регистратуры и выстраивается логистика перемещения медицинской документации: поскольку у администраторов имеется список пациентов, которые идут на прием, то карты разносятся по кабинетам врачей заранее. Для звонков создается call-центр, а ответами на различные вопросы пациентов занимается отдельный администратор. Кстати, в Новочебоксарской городской больнице вообще ушли от регистратуры, осталась просто стойка администраторов.

Для того чтобы создать современные входные группы поликлиник, в пилотные медицинские организации уже направлены финансовые средства на соответствующие ремонтные работы.

Поскольку регистратура – это лицо поликлиники, в рамках проекта была разработана единая форма сотрудников и даже единая форма общения с пациентами. Требования к внешнему виду сотрудников выдвигаются не только в одежде, но и в прическе, макияже, украшениях. Стандарт общения базируется на вежливом информировании посетителей поликлиники.

– Кабинеты забора крови – одни из самых популярных в поликлиниках, особенно по утрам. Людям иногда приходится стоять до 80 минут! Как решить эту проблему?

– В некоторых «пилотных» поликлиниках она уже решена. Как сейчас происходит забор крови в некрупных поликлиниках: пациент заходит, медсестра, во-первых, записывает данные пациента в журнал, клеит на пробирку соответствующие наклейки, во-вторых, обрабатывает руки, инструменты, которыми будет пользоваться, в-третьих, проводит процедуру. При этом стол с журналом у нее находится в одном конце кабинета, стул, где она берет кровь – в другом конце, а раковина, где проводится обработка, – в третьем. И медсестра проходит за день несколько лишних километров – устает сама, удлиняет время прохождения процедуры одним пациентом.

Сократить длительность процедуры забора крови очень легко – для этого также нужно разделить три процесса. Один человек занимается регистрацией, другой стоит только на процедурах, не передвигаясь по кабинету, третий ему подает стерильные инструменты и обрабатывает. Таким образом, пропускная способность кабинета увеличивается втрое.

Максимальной эффективности можно достичь и за счет увеличения эргономичности кабинета. Для этого проводятся перепланировка и рациональное устройство рабочего места медицинской сестры, чтобы исключить совершение излишних движений в работе. Организована поточная система «входа» и «выхода» пациентов, то есть сразу несколько человек заходят в процедурный кабинет через одни двери, а выходят через другие, таким образом, потоки не смешиваются.

Добавлю, что сейчас для проведения большинства анализов по крови (кроме анализов на гормоны), не имеет никакого значения, голодный желудок или нет. Поэтому можно перераспределить утренний поток пациентов на другие часы, чтобы они приходили равномерно в течение дня. Так, в ГКБ №1 уже без проблем берется кровь в течение всех часов работы поликлиники. Это не должно быть проблемой для медорганизаций, которые отправляют собранный биоматериал в централизованные лаборатории на транспорте, ведь современные технологии позволяют проводить анализы биоматериалов, хранившихся в холодильнике до нескольких суток.

– Что будет изменено в диспансеризации?

– Напомню, что Владимир Путин четко обозначил, что диспансеризацией, которая проходит раз в 3 года и раз в 2 года, и профилактическим медицинским осмотром, проходящим между диспансеризациями, был охвачен каждый гражданин.

Одной из задач проекта и было ускорение прохождения диспансеризации, потому что пациент приходит в поликлинику здоровым, он должен быстро сделать свои дела и не выйти оттуда больным. Диспансеризацию можно будет пройти всего за два дня. Она так же, как и профилактический осмотр, будет организована по принципу непрерывного потока пациентов с нормативом времени на прием одного человека. А чтобы установленные нормативы не нарушались, планируется создать автоматизированную систему мониторинга доступности первичной медико-санитарной помощи. Она позволит контролировать, в том числе, насколько оперативно можно записаться к специалисту и время ожидания в очереди к специалисту при посещении медицинской организации.

Как сказано в паспорте проекта, к 2018 году в 50 процентах поликлиник по всей стране должны быть отлажены меры реагирования на отклонения от сроков ожидания помощи по программе государственных гарантий, к 2020 году – в 75 процентах, в 2022 году – в 95 процентах поликлиник.

– Что будет сделано в направлении цифровизации медпомощи?

– Необходимо внедрение простой и удобной информационной системы, как это делается, например, в банках. Теперь к четырем способам записи на прием к врачу (через звонок в поликлинику и путем личного обращения в регистратуру, через call-центр, электронную регистратуру на медицинском портале «Здоровая Чувашия» и через Федеральный портал государственных услуг) будет добавлен пятый – через инфомат. Надо понимать, что чем больше людей запишется предварительно, тем меньше будет неорганизованного потока, то есть тех, кто придет спонтанно. И, естественно, будет проще с ними работать.

Вообще цифровизация медицины и в стране, и в республике идет семимильными шагами. Уже внедрен электронный документооборот и врачи начали работу в электронной медицинской карте. Это удобно и медработникам, и пациентам – на руки они получают лист с рекомендациями.

У нас давно отработана запись к врачам через электронную регистратуру. Напоминание о записи к врачу автоматически приходит на е-мейл пациента, если он его указал. Основное преимущество электронной записи к врачу – это круглосуточная доступность сервиса. Можно занять очередь к медицинскому специалисту в любое время, независимо от времени суток, праздничных и выходных дней, через любой компьютер, планшет или мобильный телефон, имеющие доступ к сети Интернет.

К слову, за 2017 год жители республики записались в медицинские учреждения удаленно более 3,4 миллиона раз, в том числе через интернет – почти миллион раз (29%). Большая часть записей совершена через медпортал «Здоровая Чувашия», многие используют для этого портал госуслуг. В Чувашии уже 9 лет производится запись врачами ЦРБ и городских поликлиник на консультацию к узким специалистам республиканского уровня (за 2017 год – более 112 тысяч записей). Также в 52 больницах организована запись пациентов врачами поликлиник на диагностику (кардиограмму, рентген, УЗИ). Внедрена электронная запись и на процедуру забора крови.

– Надеемся, что электронная запись ускорит получение такой популярной диагностической процедуры, как УЗИ…

 – Сокращение сроков ожидания ультразвуковой диагностики тоже входит в «бережливые технологии». На сегодняшний день ультразвуковая диагностика является базовой услугой, которую по программе госгарантий необходимо предоставлять в течение 14 дней. Но сейчас стоит задача сократить сроки с 14 до 7 дней, а в идеале выполнять исследование тогда, когда это желает сделать пациент, причем бесплатно.

Это направление сейчас отрабатывается в ГКБ №1. Для того чтобы пациенты получали услугу в срок, здесь организован дополнительный кабинет для проведения УЗИ, приобретено новое оборудование. В уже существовавших кабинетах УЗИ были закончены ремонтные работы. Так как оборудование ранее было загружено неравномерно, проведено перераспределение нагрузки на диагностические аппараты.

В европейских странах врачи – и специалист, и терапевт – могут иметь в своем кабинете УЗИ-аппарат и могут работать на нем. Думаю, в будущем мы этого тоже достигнем. И первый шаг к этому делается – терапевты ГКБ №1 были обучены навыкам проведения исследований на УЗИ-оборудовании.

– Будут ли какие-то изменения внесены в работу электронной медицинской карты?

– Вся первичная медицинская документация в лечебных учреждениях будет вестись в единой программе, которая интегрирована в медицинскую информационную систему. В ней врачи смогут проверить наличие льготных лекарственных препаратов в ближайших аптечных пунктах и распечатать из программы рецепты. Это позволит исключить ситуацию, когда пациент обращается в аптеку, а необходимого лекарственного препарата нет в наличии.

А также в недалеком будущем пациенту совсем не нужно будет носить с собой папку с анализами, эпикризами и другими заключениями врачей – все будет доступно в его медкарте через интернет. И пациент из любой точки страны сможет прийти в любое медучреждение, разрешить врачу войти в его электронный личный кабинет, и врач сможет посмотреть абсолютно все исследования, где и когда пациент был на приеме, как обследовался и так далее.

– Вы рассказали, что будет делаться для пациентов. А как будет совершенствоваться работа медперсонала, чтобы при этом не пострадало качество медпомощи?

– В первую очередь, это перераспределение нагрузки между врачами и средним медперсоналом. Например, медсестра может по имеющимся анализам выписать пациенту справку в бассейн. Либо заполнить санаторно-курортную карту. Сегодня 70% рабочего времени врач тратит не на пациентов, а на отчеты, подписи, документы для страховых компаний. И, несмотря на то, что уже внедрен электронный документооборот, бумажный пока никуда не делся. Кроме того, много врачебного времени теряется на околомедицинские процедуры и процессы, которые можно и нужно решать без участия квалифицированного специалиста силами административного звена медучреждения. В рамках «Новой поликлиники» с врачей снимут ненужную бумажную работу, и время его работы непосредственно с пациентом увеличится.

«Бережливые технологии» также разгружают участковых врачей, распределяя нагрузку между теми, у кого участки с разной численностью населения. Это еще одно направление проекта – оптимизация работы докторов.

Изменится и сам подход к рабочему месту врача. Любой документ или предмет здесь должен быть найден меньше чем за 30 секунд. Это необходимо, чтобы сотрудник быстрее делал свою работу. Чтобы поддерживать в кабинетах врачей порядок, в поликлиниках создадут отдельную комнату для приема пищи, отдельный гардероб для сотрудников.

– Что поменяется в детских поликлиниках?

– Здесь тоже есть изменения во входных группах. Помимо обязательной безбарьерной среды, перед входом в поликлиники будут сделаны крытые террасы, защищающие детские коляски от дождя и снега.

Это также и открытые «вежливые» регистратуры. Ежедневно сюда обращаются родители, которым нужно срочно попасть к врачу с больным ребенком, например, с температурой. И для этого в поликлиниках открываются кабинеты неотложной помощи, где пациенту сразу же оказывают первичную помощь.

Должно быть строгое разделение потоков детей здоровых и больных. Во многих поликлиниках уже были созданы отделения «здорового ребенка».

Также в детских больницах республики будет создана единая информационная система для дошкольно-школьных отделений и участковой службы. Будем совершенствовать оказание первичной медико-санитарной помощи детям первого года жизни, ведь в этом возрасте ребенок должен в максимально короткие сроки пройти всех специалистов.

Ну, и, конечно, здесь очень важна организация комфортных детских уголков с раскрасками и плазменными экранами, на которых показывают разные ролики и мультики. Для того чтобы у детей не возникало отрицательных эмоций при визите к доктору, создаются игровые комнаты. И это тоже важное направление.

В будущем, надеюсь, будут также созданы специальные комнаты для грудного кормления младенцев.

– Расскажите о кабинетах неотложной помощи, которые создаются и в детских, и во взрослых поликлиниках.

– В пилотных поликлиниках совершенствуется организация оказания неотложной медицинской помощи. Для этого выделен отдельный кабинет, прием в котором ведется почти в круглосуточном режиме. Так что регистратура сразу направляет пациентов с признаками острого заболевания именно туда. Для пациентов с высокой температурой серьезно сократилось время ожидания. Здесь, если человеку плохо, сделают укол, снимут гипертонический криз.

Все кабинеты неотложной помощи должны быть расположены на первых этажах поликлиник, чтобы больные не искали их по всему зданию. Вообще, если в поликлинике проходит ремонт, то наилучшим вариантом будет сразу на стадии проектно-сметной документации определить, где будут проходить потоки пациентов, и совместно с проектировщиками оптимально распределить пространство. Причем при размещении необходимо учитывать и этажи, чтоб избежать такого распространенного явления, когда рентген-кабинеты находятся на верхних этажах и больные с переломами ног вынуждены подниматься по лестнице. Также на первом этаже должна находиться вся диагностическая служба. Если поликлиника будет выстроена так изначально, это намного упростит работу врачей и облегчит пациенту визиты в больницу.

Обязательно нужно продумать блочное или модульное размещение кабинетов: блок диагностики, блок участковых врачей, блок узких специалистов. Также в рамках распределения потоков пациентов будут создаваться центры амбулаторной хирургии. Это блок, где сконцентрируются специалисты хирургического профиля: хирург, травматолог, ортопед, онколог, уролог. Если пациенту необходима не очень сложная и не требующая последующего восстановления в стационаре операция, то хирургическое вмешательство можно будет провести в амбулаторных условиях. Блок будет предусматривать операционную и 2 перевязочные – «чистую» и «гнойную», куда пациент будет приходить по записи, не создавая спонтанную очередь у дверей.

– Есть ли в пилотных поликлиниках какие-то сложности при переходе к «бережливым технологиям»?

– Основная сложность заключается в том, что чаще всего нам не хватает врачебных кадров – и узких специалистов, и на первичном приеме. Большие надежды мы возлагаем на то, что есть решение Минздрава России о привлечении молодых специалистов на первичный прием. Это и изменение формы подготовки врачей в вузах, и программы «Земский доктор», «Земский фельдшер».

Ну, и, конечно, большая сложность в том, что все изменения происходят в режиме непрерывной работы всего медицинского персонала с пациентскими потоками. Пока рассчитываем на понимание и терпение и пациентов, и самих медработников.

– Каких целевых показателей нужно добиться?

– Безусловно, экономический эффект от «бережливого производства» мы еще подсчитаем, но уже сейчас можно говорить о промежуточных итогах преобразований для пациентов. Так, время ожидания в очереди в регистратуре сократилось в 2 раза – с 7 до 3 минут. Серьезно сократилось время ожидания ответа по телефонам сall-центра. Изменение работы с медицинскими картами позволило сэкономить время пациента.

Целевым показателем является дальнейшее сокращение времени – не менее чем в 3 раза – на оформление записи на прием к врачу и ожидания пациентом приема врача у кабинета. Нужно добиться увеличения не менее чем в 2 раза времени работы врача непосредственно с пациентом. А сроки прохождения диспансеризации сократить до 48 часов, то есть до 2 дней.

Будем стремиться к сокращению времени получения льготных лекарств родственниками больных с 3 часов до 15 минут, к повышению приема врачом пациентов в точно указанное в талоне время с 54% до 84%.

Главная же цель – достичь удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, оказанной участковым врачом. В настоящее время разработана специальная методика оценки удовлетворенности пациентов. Сейчас в республике этот уровень колеблется в пределах 53-55%, что в принципе соответствует среднероссийским показателям. В результате работы по основным направлениям планируется повысить уровень удовлетворенности до 60% – к 2020 году, до 70% – к 2022 году.

В целях контроля за ходом проекта Чувашскую Республику весной этого года посетили представители Федерального центра первичной медико-санитарной помощи. Они оценили объем проделанной нами работы, и отметили, что основные направления проекта, к которым остальные регионы сейчас стремятся, у нас уже внедрены и успешно работают. Также высокой оценки была удостоена информатизация нашей системы здравоохранения. По этому направлению республика находится в авангарде субъектов Российской Федерации.

– Как будут тиражироваться навыки «бережливого производства»?

– Поэтапное тиражирование «Новой модели медицинской организации» на другие медицинские организации предусмотрено с 2019 года. Составлен план-график по включению оставшихся поликлиник в реализацию проекта, причем 100% детских медицинских организаций, имеющих в своем составе поликлиники, будет охвачено этим процессом до 2022 года. Именно это является основным условием Минздрава России при предоставлении денежных средств на приобретение медицинского оборудования в детские поликлиники.

Помимо того, что каждый год проектом будут охватываться новые поликлиники, каждая из них ежегодно будет брать для усовершенствования новые и новые процессы из 54, указанных в проекте. Если в этом году основной упор делается на организацию регистратуры, навигации, забора крови, электронную запись на диагностику, то в следующем году, к примеру, будут создаваться Центры амбулаторной хирургии. Есть большой потенциал в педиатрии, где не загружены школьные врачи и медсестры, которые могут взять на себя выдачу части справок.

Команда из 7 высококлассных специа­ли­стов Регионального центра первичной ме­дико-санитарной помощи, который возглавил главный внештатный специалист по скорой помощи Алексей Федоров, поможет медицинской организации составить приказ по реализации проекта, подобрать членов рабочей группы, которые будут помогать главному врачу внедрять эти элементы, создать так называемый «проектный офис», где будут проходить заседания по проекту, собирать мнения пациентов и врачей о том, как улучшить те или иные процессы.

Медорганизации останется выбрать направления своей работы и начать их совершенствование. Главное – помнить, что медработники должны смотреть на поликлинику глазами пациента, и делать все, чтобы ему в поликлинике было удобно. Тогда и медикам работать станет более комфортно, ведь все процессы будут протекать быстрее и качественнее.

Подготовили Н. Володина, Е. Кириллова, В. Золотова

Источник: Медицинский вестник

Дата публикации: 29.09.2018