История диспансеризации в России

Отечественным здравоохранением накоплен значительный опыт проведения диспансеризации населения и его отдельных контингентов. В каждый период времени в соответствии с общеполитической и экономической ситуацией решались разные задачи. Первоначально (в начале 1920-х гг.) диспансерный метод использовался в работе противотуберкулезных, противовенерических, наркологических, нервно-психиатрических диспансеров, а также женских консультаций. Массовые обследования прикрепленного к диспансеру населения, оздоровление и улучшение условий труда и быта, санитарное просвещение, наблюдение за малолетними детьми и беременными – таковы основные задачи диспансеризации в этот период времени.
В 1920–1930-е гг. были поставлены задачи массовой диспансеризации рабочих промышленных предприятий, борьбы с профессиональными и социальными заболеваниями. В Москве были созданы амбулаторные объединения, на которые возлагались функции обследования условий быта, принятия мер по предоставлению различных видов социальной и лечебно профилактической помощи.
Однако широкий охват населения массовыми осмотрами – а их было проведено в г. Москве более 400 тыс. за этот период – не сопровождался дальнейшим наблюдением и ведением выявленных больных, что объясняется разными причинами: недостатками в работе сети ЛПУ, отсутствием преемственности между учреждениями здравоохранения, недостаточной подготовленностью врачей к проведению диспансеризации и т. д. На наш взгляд, одной из основных причин неудачной попытки диспансеризации в этот период является несоизмеримость планов охвата диспансеризацией с экономическими возможностями ЛПУ.
В 1930–1940-е гг. были заложены основы применения территориального принципа диспансеризации, создания единых диспансеров, объединяющих специальные диспансеры, поликлинику, женские и детские консультации, эпидемиологические организации и учреждения социального назначения: диетические столовые, дневные и ночные санатории, оздоровительные площадки. Переход на обслуживание по месту жительства определил некоторое ослабление внимания к работникам промышленных предприятий, т. е. про изошел отказ от производственного принципа обслуживания. В этот период уменьшилось число массовых обследований, определились группы контингентов для проведения диспансеризации, например часто и длительно болеющие, высококвалифицированные рабочие дефицитных профессий и др.
В первые послевоенные годы основное внимание было сосредоточено на диспансеризации инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В 1950–1960-е гг. получил дальнейшее развитие территориальный уча стковый принцип диспансеризации, стало осуществляться диспансерное наблюдение за отдельными контингентами здоровых и определенными группами больных, имеющих хронические заболевания, диспансерный ме тод приобрел распространенность в деятельности учреждений, расположенных в сельской местности.
В 1960–1980-е гг. происходит увеличение контингентов, подлежащих диспансеризации, привлечение к диспансеризации врачей-специалистов и решение задачи по охвату всего населения страны диспансерным наблюдением. Этот период времени характеризуется глубокими теоретическими разработками основ диспансеризации населения, проведенными в рамках научных исследований ВНИИ им. Н.А. Семашко (в настоящее время – ГУ “Национальный НИИ общественного здоровья РАМН”) и не потерявшими актуальности и к настоящему времени1. Методические материалы по организационным формам и порядку проведения ежегодной диспансеризации всего населения, ранжированию нозологических форм заболеваний, выявляемых при ежегодных осмотрах и подлежащих диспансерному наблюдению, могут применяться при определенной степени адаптации к современным условиям и в настоящее время.
Большую активность в этот период времени проявляют и местные органы управления здравоохранением, разрабатывая и утверждая на региональном уровне инструкции по проведению диспансеризации населения в зависимости от конкретных географических и экономических возможностей регионов.
Особо следует обратить внимание на приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 № 770 “О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения”. Этим документом наряду с определением числа специалистов – терапевт, хирург (для осмотра лиц старше 30 лет), акушер-гинеколог, стоматолог – и объема инструментальных исследований устанавливается дополнительное число врачебного и среднего медицинского персонала для проведения всеобщей диспансеризации населения.
В период распада СССР и смены общественного строя внимание к дис пансеризации ослабло и практически было сведено на нет. Несмотря на то что профилактическая направленность здравоохранения продолжала про возглашаться в директивных документах2, а проведение мероприятий по профилактике включалось в перечень видов медицинской помощи, предоставляемых бесплатно3, следует признать, что новые социально-экономические условия, система финансирования ЛПУ, планирования объема меди цинской помощи не стимулировали работу по диспансеризации населения.
В начале XXI в. Минздравом России было принято решение о возобновлении работ по диспансеризации отдельных контингентов населения. В первую очередь это касалось детского населения (приказ Минздрава России от 15.03.2002 № 81 “О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году”). Следует заметить, что в педиатрической практике действуют нормативно-методические и инструктивные документы, определяющие частоту профилактических осмотров детей разных возрастных групп4 и подавляющее число детей находится под постоянным наблюдением в амбулаторно-поликлиническом учреждении5.
Следующей группой населения, включенной в программу диспансеризации, были работники муниципальных и государственных учреждений сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и научно-исследовательских учреждений (приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.2007 № 47; с изм. и доп.). Характерно, что в соответствии с указанным документом произошло изменение принципа формирования групп диспансерного учета: с общепринятого нозологического на организационный – по нуждаемости в том или ином виде помощи.
В 2006–2007 гг. общее число осмотренных составило 17,4 млн чел. В результате медицинских осмотров было выявлено 7 тыс. чел., нуждающихся в высокотехнологической медицинской помощи, выявлено 800 заболеваний туберкулезом6.
С 2008 г. согласно Приказу № 80-н дополнительной диспансеризации подлежат все работающие граждане. Таким образом, в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами диспансеризацией должно быть охвачено практически все население, за исключением неработающих граждан, – как среди трудоспособной части населения, так и среди лиц пенсионного возраста. Однако значительную часть из группы неработающих пенсионеров составляют пациенты, имеющие хронические заболевания, наиболее часто из всех возрастных групп обращающиеся за медицин ской помощью, входящие в так называемую льготную по лекарственному обеспечению категорию населения, т. е. лица, уже находящиеся под постоянным наблюдением в ЛПУ.
Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 г., согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики, увеличена численность участковых врачей и педиатров, улучшено лабораторно-инструментальное оснащение.
В приоритетном национальном проекте «Здоровье» в течение последних 6 лет реализовывались мероприятия по диспансеризации населения с целью раннего выявления и эффективного лечения социально-значимых заболеваний. В 2013 году на всей территории РФ, в том числе и в ЧР вступил в силу новый порядок проведения диспансеризации.
Взамен диспансеризации работающего населения с нынешнего года вводится совершенно другой вид осмотра.
Он носит углубленный характер и включает в себя 8 видов лабораторных анализов и 5 обследований, в том числе ЭКГ и УЗИ органов брюшной полости. Основной акцент осмотра - это анкета из множества вопросов, заполняя которую врач сразу же может заподозрить у пациента какие-то заболевания и даже предрасположенность к ним.
Ирина Ефимова, заместитель министра здравоохранения и соцразвития ЧР: «Все жители Чувашии в течение трех лет должны пройти первичный осмотр и основной принцип диспансеризации участково-территориальный. Это значит, что обследование будет проходить в том учреждении, где пациент получает первичную медицинскую помощь».
Диспансеризация, проводившаяся в трудовых коллективах с 2006 года, выявила серьезные недочеты. Результаты осмотров часто оставались на руках у пациентов или же в поликлинике, где они проходили обследование. Никто в последующем людей не лечил. Теперь каждый житель страны, начиная с 21 года, будет проходить диспансеризацию раз в три года. Это позволит не только вовремя выявлять болезни, но и сохранить человеку здоровье.

 

Источник: http://www.zdrav.ru