Высшее образование

В настоящее время законодательство об образовании Российской Федерации динамично развивается. Большое количество вносимых законодателем поправок в законы об образовании делают их менее понятными и сложными для правоприменения, что требует пересмотра традиционных подходов к решению проблемы совершенствования образовательного законодательства. В своей деятельности Центр особое внимание уделяет теоретико-правовым проблемам развития нормативно-правовой базы системы образования. Научные исследования в этом направлении позволили прийти к выводу о необходимости разработки кодифицированного законодательного акта в сфере образования, задачи которого видятся в следующем:

1) создание единого, целостного механизма правового регулирования на базе уже сложившихся и эффективно действующих правовых институтов образовательного законодательства и обеспечение полного и системного регулирования отношений в сфере образования;

2) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и принципами международного права;

3) творческое использование передового опыта, его адаптация с учетом специфики образовательных отношений в Российской Федерации на данном этапе развития;

4) учет законотворческого опыта субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для оптимизации правового регулирования образовательных отношений важно при сохранении административно-правовой сердцевины выработать к ним особый подход. В противном случае будет продолжаться практика «растаскивания» проблем образования по разным отраслям права и кодексам путем «урезания» Закона РФ «Об образовании», системного и методичного принижения значения норм образовательного законодательства.

Во-вторых, система образования как определенный социум настолько цивилизованно развивается, насколько обогащена нормативной предметностью. Если не будет образовательного права, обособленного как подотрасль, не будет самостоятельно развиваться образовательное законодательство, а соответственно не будет уважительного отношения к специфическим правам всех субъектов образовательных отношений, не будет адекватного метода правового регулирования этой сферы.

С учетом результатов исследований и выводов авторский коллектив Центра предлагает разработать кодифицированный законодательный акт в сфере образования, который бы вобрал в себя базовые нормы Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовых положений об образовательных учреждениях, положений, регламентирующих отдельные институты и процедуры системы образования, иные аспекты образовательных отношений.

Среди правоведов до сих пор нет единого мнения о форме законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням образования. По всей видимости, форма такого законодательного акта должна быть определена после формулирования нормативных предписаний и их «размещения» по структурным частям проекта законодательного акта.

http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod/?01.html