– Любое инфекционное заболевание всегда чревато осложнениями. Всегда. Мы можем то же самое сказать о гриппе, о кори, о краснухе, я уж не говорю о полиомиелите, который очень часто сопровождается инвалидизацией. Это было всегда и есть. И сегодня уже есть медицинский факт, что коронавирус наносит серьезный удар по иммунитету. Здесь очень важно правильно вести себя после болезни, в период реабилитации. Для этого в России существует целая программа. Она рассчитана на то, чтобы помочь людям, восстановиться и вернуть себе здоровье после воздействия коронавируса. Здесь, конечно, очень многое зависит от нас с вами. Главная задача – не заболеть ни одной инфекцией. От целого ряда инфекций Российская Федерация совершенно бесплатно, за бюджетные деньги прививает. У нас 12 инфекций в нацкалендаре, прививки и для детей, и для взрослых. И еще целый ряд вакцин включен в календари субъектов РФ, там, где есть особые условия для распространения инфекций. Где-то прививают от клещевого вирусного энцефалита, где-то от менингококовой инфекции, где это требуется по эпидситуации, да, от всех возможных инфекций, от которых нужно прививаться.
– Какой уровень коллективного иммунитета сейчас к коронавирусу в России? И каким он должен быть, чтобы мы забыли об эпидемии?
– Уровень коллективного иммунитета, безусловно, меняется, потому что если люди, которые полгода назад сделали прививку, не делают ее сейчас, они из этого количества людей, которые имеют иммунитет, выпадают. Сегодня больше 64%, и это уже неплохо.
А вот сколько нужно? Смотрите, у нас меняются варианты, а сколько нужно во многом зависит от контагиозности вируса, которая сегодня высокая у "омикрона". Сначала мы говорили, что достаточно 60%, потому что скорость передачи самого первого варианта – уханьского, была небольшой. Потом говорили о 80%. Сейчас стало совершенно очевидно, что, во-первых, иммунитет утрачивается через какое-то время у переболевших, и сегодня ученые говорят, что так как контагиозность, заразность достигла практически максимальных уровней из известных нам других инфекций, то и уровень коллективного иммунитета должен быть больше 90%.
– Пандемия рано или поздно закончится. Останется ли вакцинация от коронавируса с нами? Будет ли она сезонной? Как часто нам нужно будет прививаться?
– Здесь нужно немножечко еще посмотреть, что будет дальше. Но из того, что мы знаем сегодня, совершенно очевидно, что коронавирус начинает вести себя как сезонный вирус, что он респираторный, распространяется быстро. Надо отметить, что широкое распространение инфекции, которая не вызывает высокой госпитализации и летальности, ведет к значимым нагрузкам на экономику, потому что большое количество людей болеют, а большое количество болеющих – это большое количество "свободных" рабочих мест, и плюс оказание медицинской помощи. Поэтому такого состояния, когда много сразу людей болеют, старается не допустить ни одна страна, и, конечно, здесь основной инструмент – вакцина. На примере гриппа, в сегодняшней вакцине квадривалентной, очень хорошей российской, заложено четыре варианта вируса, два – гриппа "А", и два – гриппа "Б". Если мы говорим о коронавирусе, то уже мы сегодня имеем, как минимум, три значимых варианта, которые, если они будут вдруг менять друг друга, как при гриппе, нужно было бы иметь в поливалентной вакцине, ученые над этим работают.
Вы спрашиваете, останется ли с нами вакцинация. Да, скорее всего, так и будет. Коронавирус никуда уходить не собирается, иммунитет после себя он оставляет недлительный, но грипп тоже не пожизненный иммунитет оставляет, в отличие, например, от кори. Поэтому здесь другого варианта для человечества просто нет.
– А менять препараты при ревакцинации полезно или лучше прививаться одной вакциной?
– Ученые в Европе просто предписывают менять препарат. В Российской Федерации позиция такая не формулировалась, пока мы руководствуемся рекомендациями министерства здравоохранения, которые позволяют ревакцинироваться любым препаратом.
– В борьбе с коронавирусом нельзя забывать и о других инфекциях. Как в целом в прошлом году прошла плановая вакцинация? Не снизились ли показатели по иммунизации детей?
– Нет. От всех инфекций, которые у нас есть в нацкалендаре, нет. Это очень важное наше достижение, о нем тоже, в самом деле, стоит сказать. Очень многие страны, к сожалению, потеряли этот уровень в 2020-м году еще, когда было очень много разных ограничений, очень много непонятного. В этом году в разных странах ситуация по-разному складывалась, но мы не уронили уровень ни в 2020, ни в 2021. Дети – наш безусловный приоритет, поэтому их прививали в прошлом году, несмотря ни на какие перегрузки и прививаем в этом году. Год 2021 закончили с хорошими показателями, которые не отличаются от уровня ни 2019, ни 2018. В Российской Федерации всегда были максимальные уровни, и мы этим очень гордились, потому что наши дети хорошо привиты, поэтому у нас нет детской кори, у нас нет детской краснухи и нет детского полиомиелита, хотя в мире он есть и есть дикий вирус полиомиелит. Это большое достижение российского здравоохранения.
– А как прошла вакцинация против гриппа в прошлом году? Мы помним, что в сезоне 2020 года гриппа практически не было. А в этом сезоне как обстоят дела?
– В сезон 2020 года гриппа практически не было, и он, конечно, вернулся и вернулся в отличие от всех имеющихся данных по предыдущим годам, раньше обычного, еще в августе. Ситуация развивалась очень постепенно, но вместе с тем конец ноября, декабрь и вот сейчас еще январь, мы видим достаточно высокие уровни гриппа, но, безусловно, ниже, чем в годы пиков, не выше чем в 2019 и 2018.
В этом году прививочная кампания была достаточно успешной. В 2020 году мы привили 59% населения и это позволило нам не иметь тех проблем, о которых мы говорили, также как и в 2019 году. А вот в 2021 году мы немножко снизили планку, потому что меры против респираторного заболевания такие же. Мы понимаем, что люди ходят в масках. Система ограничений, конечно, не идеальна, но все-таки работает. Ограничения есть и для каждого, и в коллективах, и происходит обеззараживание воздуха, и бесконечные санитайзеры, и наши маски. Все это, в определенной мере обязательно работает. Поэтому мы привили в этом году 46% совокупного населения, это тоже держит ситуацию на уровне допандемийных лет, не давая, вырасти заболеваемости значимо, хотя грипп есть.
Я уже говорила, важной задачей было дифференциально диагностировать грипп и COVID, потому что лечение разное. При ковиде могут образовываться тромбы, а при гриппе наоборот, он сопровождается сильным кровотечением. Поэтому здесь важно не перепутать и не переназначить разные лекарства. Лучше, чтобы это делал доктор. Поэтому началось использование быстрых тестов на приеме, именно чтобы дифференцировать.
Целый ряд мер приняло государство, и, в общем-то, мы не очень заметили этот подъем гриппа, а сегодня идет снижение. Мы это видим.
– Анна Юрьевна, в этом году отмечается 100-летие санитарной службы. Как оцениваете работу своих сотрудников? Благодаря кому и чему удается справляться с новыми вызовами?
– Вы знаете, эти два года показали, что значимость службы очень велика. То, что коллеги делают сегодня, то, как они делают, я считаю, что это просто героические усилия, героические. Потому что они работают круглые сутки. Они работают, оставив свои семьи, а в семьях тоже есть потери. Я это прекрасно знаю, понимаю. Мы всех стараемся беречь.
Конечно же, развитие такой службы – это очень важно. Я хочу сказать, что в целом ряде государств создаются, или уже созданы, а где-то укрепляются службы аналогичные нашей. Это, наверное, самый показательный момент, что мы работаем, что наша работа крайне важна на сегодня.
Хочу сказать, что за пандемией мы не забыли и другие свои функции, и тоже их тщательно, старательно выполняем: это и обеспечение горячим питанием школьников – это президентское поручение; и качественное питание для нашего населения, например, в продукции целого ряда стран были найдены пестициды, и эта опасная продукция была запрещена. Также создана интерактивная карта по качеству воды, мы продолжаем эту работу, пилот уже есть и скоро людям будет доступна эта информация. Это и контроль качества питьевой воды. Ну, и, конечно, измененная вся нормативная база, которая стала еще жестче, требовательней по всем факторам окружающей среды, которые влияют на здоровье человека. Это все на фоне пандемии.
Мы в год 100-летнего юбилея круглосуточно в высоком рабочем напряжении. Пользуясь случаем, хочу коллегам пожелать выдержки, удачи и развития профессионализма и, конечно, восхититься еще раз их героизмом. Сегодняшняя ситуация не позволяет нам останавливаться!
– Мы вас тоже поздравляем с этим юбилеем. Сил вам и терпения. Спасибо.